Публикации

24.04.2012

Не в бровь, а в каркас ( газета "Business Class", № 15 (380) от 23 апреля 2012 г.)

Посмотреть статью в pdf-формате

Пермские производители сборно-монолитного каркаса собираются запустить производство в Ульяновске и получить долю строительного рынка Поволжья.

«КУБ-Стройкоплекс» планирует запустить производство сборно-монолитного каркаса (СМК) в Ульяновской области. По словам генерального директора ООО «КУБ-Стройкомплекс» Алексея Шиляева, в настоящий момент компания ведет переговоры об инвестировании средств в реконструкцию Димитровградского завода, выпускающего железобетонные изделия. 
В этот проект компания планирует вложить порядка 50 млн рублей. По словам собеседника «bc», после реконструкции и выхода производства на полную мощность там ежемесячно будет выпускаться до 10 тыс. куб. м СМК. На первоначальном этапе компания планирует выпускать до 2 тыс. куб. м. в месяц. Как пояснил г-н Шиляев, таким образом компания планирует не только обеспечить строительными материалами собственные стройки в Ульяновске, но и рассчитывает занять долю строительного рынка Поволжья. 
По расчетам инвестора, на реконструкцию цехов и поставку оборудования уйдет порядка 2–3 месяцев, в начале лета компания начнет производство СМК. 
Одновременно «КУБ-Стройкомплекс» расширяет пермское производство сборно-монолитного каркаса. Вместе с тем, по словам г-на Шиляева, хотя производители сборных железобетонных конструкций ощущают увеличение спроса строителей на эту технологию строительства, в других регионах, например, в Свердловской области, Красноярском крае, ХМАО, он все-таки выше, чем в Пермском крае. По данным Росстата, в 2011 году производство сборных железобетонных деталей в стране выросло на 11,2 %. 
При этом расчеты производителей СМК о востребованности их продукции существенно отличаются от подсчетов аналитиков. «Если 5 лет назад кирпичное домостроение занимало порядка 50 % в общем объеме строящегося в крае жилья, 30 % приходилось на панель, а 20 % — в совокупности составляли все остальные технологии, то сейчас это соотношение существенно изменилось. На сегодняшний день каркасное домостроение занимает 52,6 % рынка, доля кирпича снизилась до 16,5 %, панельное домостроение составляет менее 30 %», — рассказал Алексей Шиляев. Аналогичные данные приводит директор ОАО «СтройПанельКомплект» Виктор Суетин. По мнению эксперта, примерно четверть (25 %) занимает сегодня панельное домостроение, 40–45 % — сборно-монолитный каркас, а оставшиеся 30 % — кирпич. 
Однако аналитик «РГР. Пермский край» Борис Николаев рассчитал, что в 2011 году на долю сборно-каркасных объектов пришлось лишь 19 % от общего объема введенного в Перми в эксплуатацию жилья (Подробнее см. таблицу). Тем не менее, по данным администрации Перми, по количеству выданных разрешений на строительство жилых домов лидируют монолитный и сборно-монолитный каркас. Хотя следует отметить, что в числе заявленных девелоперами жилых домов, которые предполагалось возводить по технологии сборно-монолитного каркаса, немало остается нереализованных. 
В процессе строительства. По оценкам специалистов, на сегодняшний день для покупателей квартир технологии строительства домов находятся далеко не на первом месте. Как пояснила директор АН «Надежда» Ольга Мальцева, обычно при наличии выбора и финансовых возможностях потребители квартир отдают предпочтение кирпичным домам: по их мнению, в кирпичном доме выше качество звукоизоляции и теплопроводности. «Но на сегодняшний день большая часть объектов возводится по монолитно-каркасной технологии. Поэтому технология строительства — не самый важный критерий для выбора квартиры в новостройке. Существенным преимуществом по-прежнему является цена квартиры», — отметила собеседница «bc». Об аналогичных тенденциях говорит и Борис Николаев. 
Как отмечает аналитик, в нише жилья экономкласса ключевой параметр, интересующий покупателя, — общая совокупная стоимость квартиры и репутация застройщика, если квартира приобретается на начальной стадии строительства. «Вопрос конструктива дома для покупателя вторичен. Большее значение конструктивные особенности здания имеют в сегменте жилья бизнес-класса, однако для покупателей данной категории и в целом перечень оказывающих влияние на принятие решения о покупке параметров значительно более существен», — считает г-н Николаев. 
Между тем, уверяют производители СМК, эта технология при строительстве объектов экономкласса может посоперничать с панелью, поскольку сопоставима с ней по стоимости, но позволяет выигрывать в качестве. По данным ООО «КУБ-Стройкомплекс», при прочих равных условиях себестоимость строительства панельного дома дешевле аналога из сборно-монолитного каркаса на 10–15 %. Кирпич оказывается дороже СМК на 20–30 %. Однако и «ПЗСП», и «СтройПанельКомплект», обладая технологиями производства сборно-монолитного каркаса, не отказываются от строительства панельных домов. При этом кирпич все менее успешно конкурирует с СМК. «Решения о выборе конструктива всегда принимаются на основании экономики. Если это участки в центре города, и мы можем потратить больше денег, зная, что они окупятся, то там будут индивидуальные планировки, индивидуальная архитектура дома. Если это комплексная застройка микрорайонов, где себестоимость близка к продажной цене, и тут панельное домостроение значительно предпочтительнее монолитного каркаса и кирпича», — пояснил Виктор Суетин. 
Пока мнения экспертов о перспективах СМК в строительстве расходятся. Борис Николаев полагает, что в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать существенной доли объектов, возведенных по технологии сборного каркаса: в структуре строящегося жилья такие объекты составляют около 15 % (152 тыс. кв. м при общем объеме квартир в строительстве около 1 млн кв. м). Виктор Суетин также заявил, что его предприятие располагает мощностями для увеличения выпуска СМК до 50–70 тыс. кв. м, но пока она остается невостребованной. В «КУБ-Стройкомплекс», напротив, уверены, что c развитием строительной отрасли и переориентированием градостроительной политики Перми востребованность СМК увеличится.
 
Васильев Андрей Петрович, Заместитель директора ООО «КУБ-Стройкомплекс»:
— Многие девелоперы уверены, что после кризиса рынок уже не будет таким, как раньше. Тот, кому удастся найти новый подход и выработать на его основе новый, востребованный продукт в сегменте массового жилья, получит колоссальное преимущество перед конкурентами.
Возможно, именно вследствие этого факта сегодня начинает обостряться конкурентная среда в сегменте СМК, а иногда даже присутствуют элементы захватнической политики по отношению к каркасным технологиям со стороны «неопытных» компаний-«птенцов», предлагающих все по уже существующим технологиям и по невысокой цене. 
Проблема в том, что некоторые девелоперы, инвесторы и застройщики «клюют» на такие заманчивые предложения, и такие факты и примеры, к сожалению, уже есть в Перми. Следствием этого является появление опасных «зданий-гибридов», возведенных вроде бы по известной существующей технологии, но вопрос, «как, когда и кем», остается открытым.
Давайте разбираться! Выбор каркасного метода при массовой застройке стратегически наиболее правильный — даже если это ведет к некоторому удорожанию строительства (по сравнению с панелью). Поэтому, если вам предлагают цену на каркас, равную или ниже панельной, — бегите от таких производителей, лучше чуть дороже, но безопасно, чем на рубль дешевле, но в будущем с трагическими последствиями. 
В первую очередь обращайте внимание на наличие соответствующего опыта у компании, допуски и патенты. Чем опытнее компания, тем лучше для девелопера. Заводское изготовление элементов предполагает более надежную систему качества, оно позволяет сделать качественные монтажные узлы, которые на стройплощадке важно правильно смонтировать. На монтаж каркаса нельзя ставить «гастарбайтеров», а квалифицированный монтажник — сегодня в дефиците, такие кадры остались только у стабильно работающих с каркасной технологией компаний. На стройплощадке сборный железобетон требует квалифицированной рабочей силы с опытом, а не с юным оптимизмом в голове.

Я не думаю, что дело в консерватизме проектировщиков и строителей в подходе к выбору производителя и поставщика каркаса. Есть объективные вещи, которые должны насторожить любого Заказчика любой каркасной технологии. В каждой существующей системе есть свой продуманный сложный узел, который является уникальным в своем роде, и повторить его другому производителю, не имеющему соответствующего патента и доступа к соответствующей документации, вряд ли удастся. Особенно, если в каркасную технологию привнесены инновационные изменения, требующие более грамотного подхода ко всему процессу от проектирования до строительства. 

 

 

 

Любовь Анкудинова
Business Class



← Назад    ↑ Вверх
215 - 04 - 28

Разработка, продвижение и поддержка веб-сайта:
Гамбургер.ru, Пермь